Сергей Гебель для издания «Комсомольская правда».
Готовы ли отели работать по новому ГОСТу?
Перечень новых требований довольно обширный и на сегодняшний день полностью соответствовать им может только порядка 10-15% от общего количества заведений. Более того, не все работающие по этой системе объекты даже при желании смогут выполнить предусмотренные условия, в частности, по общей территории или размеру детских площадок.
Вполне возможно, что в ряде случаев отелям будет проще и целесообразнее перейти к другому формату работы, нежели пытаться соблюсти все требования.
Сколько в России отелей формата «все включено»?
В России отелей, работающих в формате «все включено», довольно мало — не более 15%. Дело в том, что подобный вариант выгоден только крупным гостиничным комплексам, имеющим большую и хорошую наполняемость. В таком случае они могут экономить на закупках продуктов и напитков для каждого отдельного туриста. В Краснодарском крае таких объектов насчитывается порядка 50, в Крыму около 10, а в других регионах и того меньше.
Новый ГОСТ носит рекомендательный характер и не обязателен для исполнения. Отели, не соответствующие тем или иным требованиям, смогут продолжить работу в других форматах. Не исключено, что такие комплексы начнут заменять «все включено» на другие похожие наименования, например, «расширенное меню». Однако в любом случае это уже совершенно другой уровень, статус и отношение клиентов.
Что изменится с появлением нашего ГОСТа для российского туриста? Можно ли быть уверенным, что качество услуг станет лучше? Не вырастут ли цены?
На сегодняшний день статус «все включено» никак не урегулирован на законодательном уровне, поэтому каждое заведение самостоятельно определяет стандарты формата. Этим пользуются недобросовестные предприниматели, которые заявляют о наличии статуса, но при этом фактически абсолютно не отвечают по качеству оказываемых услуг. Именно такие заведения лишатся возможности утверждать о соответствии формату «все включено».
Добросовестные отели из сегмента 4-5* и так соответствуют большинству предъявляемых требований, но работают без официально закрепленного статуса. Для них практически ничего не изменится — они как оказывали заявленный перечень услуг, так и будут продолжать это делать.
С появлением нового стандарта турист, покупающий путевку в комплекс формата «все включено», будет уверен, что получит полный перечень заявленных услуг.
Поскольку количество отелей «все включено» сократится и на рынке останутся только те, кто действительно соответствует установленным требованиям, цены на путевки могут несколько вырасти, однако существенного подорожания, вероятно, не последует.
Кто и как будет контролировать, оказывает ли отель услуги по ГОСТу?
По общему правилу соблюдение ГОСТ носит добровольный характер. Однако если лицо, оказывающее услугу, заявляет о соответствии ГОСТу, то в таком случае несоответствие указанному документу будет считаться нарушением законодательства. Это означает, что недобросовестные предприниматели больше не смогут утверждать о соблюдении требований формата «все включено», руководствуясь своими собственными правилами.
Если раньше указать на несоответствие было фактически невозможно, то с введением ГОСТ такая возможность появится. Отели, которые продолжат работать по старому, не заботясь о соблюдении новых требований, вполне вероятно понесут существенные репутационные издержки как среди клиентов, так и в целом внутри рынка.