Государственный долг регионов России

Сергей Гебель для издания «Российская газета».

Государственный долг региона — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, возникающих в результате отношений, в которых он выступает в качестве заемщика или гаранта.

В структуру государственного долга региона входят:

  • государственные ценные бумаги (облигации), которые выпускает регион — могут быть приобретены практически любым покупателем;
  • банковские кредиты;
  • бюджетные кредиты из федерального центра;
  • государственные гарантии, когда регион выступает в качестве поручителя.

По итогам 9 месяцев 2022 года государственный долг всех регионов вырос на 8.9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. При этом существенно изменилась структура. Если на начало года доля банковских кредитов составляла 10%, то к концу она снизилась до 2%. В это же время существенно выросла доля бюджетных заимствований — до 70%. Государственные ценные бумаги занимают в структуре долга около 27%, а государственные гарантии порядка 1%.

Рост показателей государственного долга еще не говорит о том, что субъект находится в тяжелом положении и не может самостоятельно отвечать по своим обязательствам. В большинстве случае рост регионального долга говорит о том, что субъект продолжает исполнять свои социальные обязательства и жителям не о чем беспокоиться. Кроме этого, 2022 год в связи с введенными антироссийскими санкциями стал сложным для всей экономики страны. На бюджеты субъектов легла нагрузка по стимулированию импортозамещения, поддержке производственных отраслей, а также по оказанию социальной помощи населению.

Получение заимствований — это действенный способ антикризисного управления и не прибегать к нему было бы нерационально. С учетом дальнейшей реализации различных антикризисных программ можно предположить, что размер долга регионов будет продолжать увеличиваться. При этом вряд ли он достигнет критических значений и повлечет внешнее финансовое управление со стороны Минфина РФ.

Рост долга не означает, что все плохо, поскольку вместе с этим ожидается увеличение объема поступлений в бюджет. Но даже несмотря на это, регионы не торопятся гасить долги, поскольку в текущих условиях это не имеет первостепенного значения.

Для более объективной оценки следует обращать внимание на показатель долговой нагрузки — соотношение долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета. В целом общероссийский уровень долговой нагрузки незначительно снизился и по результатам 2022 года составляет 31.06%. Достичь этого получилось в том числе благодаря помощи федеральной власти.

При этом по состоянию на 1 декабря 2022 года долговая нагрузка превышает 50% у 29 субъектов РФ.

Учитывая, что верхний ориентир предельной долговой нагрузки регионов составляет 100% от налоговых и неналоговых доходов, среднее значение в 30% говорит о наличии определенного запаса. Однако ситуация зависит от конкретного региона. Например, в Республике Мордовия и Удмуртии госдолг бюджетов субъектов к годовым доходам составляет 104,73% и 99,55% соответственно.

Таким образом, можно говорить, что о долговой стабильности регионов России можно не беспокоиться, за исключением отдельных чрезмерно закредитованных территорий.

Подробнее: Регионы ПФО оказались в числе самых крупных заемщиков

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection