Штраф и неустойка за нарушение прав потребителей

Константин Бахтин для агентства «РИА Новости».

Штраф за нарушение прав потребителей

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, с нарушителя за несоблюдение добровольного порядка урегулирования спора взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Примечательно, что взыскание штрафа с ответчика происходит независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Необходимым условием для взыскания данного штрафа является не просто нарушение прав, но и присуждение судом каких-либо денежных сумм потребителю, включая основное требование, убытки, неустойку и компенсацию морального вреда.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую нарушитель обязан  выплатить потребителю за ненадлежащее исполнение обязательств.

Кроме этого, помимо штрафа в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей», нарушителя могут привлечь к административной ответственности.

Нарушения, которые могут повлечь за собой штраф

Потребитель — это гражданин, купивший, либо желающий приобрести (заказать) товары и услуги для своих личных, семейных, домашних и иных нужд. Юридические лица в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей»  потребителями не признаются.

Каждый потребитель имеет определенные права, за нарушение которых продавца (исполнителя) могут привлечь к ответственности.

При продаже товаров и оказании услуг

Право на качество товара (работы, услуги) предполагает возможность извлечения из него заявленных потребительских свойств. Любой товар или услуга должны соответствовать установленным обязательным требованиям и заявленным характеристикам.

Право на качество товара включает в себя целый перечень других прав, в том числе на ремонт и техническое обслуживание, на замену товара ненадлежащего качества, уменьшение стоимости, безвозмездное устранение недостатков и другие.

Еще одним ключевым правом потребителя является право на безопасность товара (работы, услуги), который не должен причинять вред в течение срока службы или годности, а при их отсутствии — в течение 10 лет с момента передачи.

Несоблюдение прав потребителя на качество и безопасность товара (работы, услуги) является нарушением, за которое продавца (исполнителя) могут привлечь к ответственности.

При рекламе товаров и услуг

Каждому потребителю гарантировано право требовать предоставления необходимой и достоверной информации, в частности:

  • о товаре (работе, услуге) — об основных потребительских свойствах, о соответствии требованиям технических регламентов, о цене и условиях приобретения;
  • о гарантийном сроке (при наличии), сроке службы и годности товара, правилах его использования;
  • об изготовителе, исполнителе, продавце.

Предоставляемая потребителю информация о товарах (работах, услугах) должна обеспечивать возможность их правильного выбора. Введение в заблуждение, предоставление недостоверной информации — это нарушения за которые предусмотрена юридическая ответственность.

Кто контролирует исполнение требований потребителя

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за защитой прав потребителей, является Роспотребнадзор.

Каждый потребитель, чьи требования были оставлены без внимания со стороны продавца (исполнителя работ, услуг), вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Поданное обращение является основанием для проведения проверки и при выявлении нарушений может стать поводом возбуждения дела об административном правонарушении.

В свою очередь исполнителю (продавцу) грозит ответственность не только за допущенное нарушение прав потребителя, но и за несоблюдение законных требований органов Роспотребнадзора. Так, за неповиновение распоряжению или требованию должностного лица предусмотрена ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок предписания — по ст. 19.5 КоАП РФ, а за непредставление обязательных сведений — по ст. 19.7 КоАП РФ.

В случае бездействия органов Роспотребнадзора, потребитель вправе подать жалобу в центральный аппарат ведомства, прокуратуру или суд.

Подробнее: К вопросу формирования центы контракта в строительстве

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection